Elena Orlowa (velo_de_isis) wrote,
Elena Orlowa
velo_de_isis

Category:

Алла Соленкова – "Соловей"

Просто потрясающе!!!
Замечательное исполнение знаменитого романса Алябьева "Соловей":



Как-то так получилось, что замечательное колоратурное сопрано России оказалось в безвестности.
В интернете сведения о ней крайне скудные:
"Алла Георгиевна Соленкова родилась 12 марта 1928 году в Миллерово Ростовской области.
По окончании Московской консерватории (лирик-колоратурное сопрано) в 1954 году - солистка Мосэстрады.
С 1956 по 1958 гг. - артистка Большого театра, с 1958 г. - солистка Московской филармонии.
В 1961-62 г. пела в Миланском театре "Ла Скала".
Обладатель 1-й премии на конкурсе Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Варшаве (1955).
Лауреат конкурса вокалистов на лучшее исполнение советского романса и песни (1956).
Много гастролировала за рубежом. Прославилась исполнением "Соловья" Алябьева.
Алла Георгиевна - Заслуженная артистка РСФСР (1968).
Умерла 24 марта 2005 года."

В 60-х годах артистка пользовалась потрясающим успехом. Почему так быстро забыли о ней?
Почему артистка уже через два года выступлений в Большом театре оказалась вне стен этого театра?
Может, кто-нибудь владеет информацией?

P.S. от nata_tka:

Пожелтевшие снимки, на которых изображены кружковцы Подольского Дома пионеров в тридцатые годы, в первые годы его истории, собирались в альбоме Н.Н. Гарновского много лет. Их сберегли те, кто был в эвакуации, потому что увлеченные лица мальчишек из оркестра, сценка памятной репетиции драмкружка или просто обыкновенный урок музыки - это тоже Родина.

Кто-то сохранил и фотографию девочки со скрипкой. Аккуратная челка над большими, серьезными глазами, вдохновенная', недетская сосредоточенность. Интересно, кем, какой она стала?

- Не узнаете? А ведь, наверно, знаете или видели ее имя на афишах, - говорит Н.Н. Гарновский. - Это певица Алла Соленкова, сопрано, солистка Московской государственной филармонии, заслуженная артистка РСФСР.

В филармонии узнаю телефон Аллы Георгиевны.

- Из 'Подольского рабочего'? Хорошо помню вашу газету. Встретиться? Можно, только сегодня и завтра я готовлюсь к концерту. Да, в концертном зале института имени Гнесиных. А в воскресенье вам удобно?

Так мы договорились о встрече. Она произошла раньше, на вокальном вечере А. Соленковой. В программе из двух отделений арии из опер, романсы, песни. Вот уже исполнен последний указанный в программе романс, а публика требует еще и еще, и А. Соленкова с концертмейстером В. Абрамовичем снова выходят на сцену. И каждое произведение - открытие. Открытие не только новых возможностей богатейшего голоса, музыки, столь разной по характеру, жанрам, музыки Грига и Мейербера, Векерлена и Массне, Тоста, Рахманинова, Черепнина, Дворжака, Ружицкого, Мурадели, Свиридова, Варламова, Рубинштейна, - с большим вкусом объединенной в одной концертной программе, открытие новых черт Сольвейг, Манон, пажа из мейерберовских 'Гугенотов', и не только. Кажется, артистка открывает все новые состояния человеческой души и каждое исполненное ею произведение - облеченный в музыку кусочек прожитого, пережитого.

- Станете спрашивать, чем я занимаюсь, какие планы? - с легкой иронией намечает Алла Георгиевна типичные журналистские вопросы и отвечает: - Езжу по стране. Езжу много. Скажу, где не была: на Дальнем Востоке, на Камчатке и в Якутии. Правда, была рядом. По Байкало-Амурской железнодорожной магистрали через Усть-Кут и Братск доехала до Звездного. Когда только начинала петь на большой - так ведь говорят? - сцене, выступала по радио и телевидению, получала приглашения выступить в крупных городах. Потом в Московскую филармонию стали поступать заявки на мои концерты из небольших городов и даже с отдельных предприятий. Езжу охотно.

Недавно меня пригласили четыре талды-курганских предприятия. Приняли меня очень тепло. Познакомили с производством. Но когда я вышла на сцену и еще не начала петь, раздались выкрики: 'Громко!' Я не поняла. Стали кричать: 'Микрофон!'. Я объяснила, что в микрофоне не нуждаюсь. И все же зал не сразу успокоился. Потом, после окончания концерта, ко мне подошел самый ярый любитель микрофона, что сидел в первом ряду и кричал громче всех, и признался: 'А я и не знал, что можно петь без микрофона'. Сценка знаменательная. Сейчас происходит возврат к старому, к хорошему старому: певец вытесняет микрофон.

В нашей стране смело идут в искусство. Тысячи людей в занятиях музыкой, пением находят способ выразить себя, свое отношение к жизни. Часто посвящают этому свой досуг. И это прекрасно. Плохо только, что порой функции искусства сводятся лишь к одной - развлекательной. Раз отдыхать - значит веселиться, и чтоб музыка погромче. Выражать свое отношение к миру - не просто, а спою-ка я под того-то или под того - здесь называются имена популярных профессиональных артистов. Плохо подражание в искусстве. Потому что, как правило, копируется не самое лучшее, что есть у известного артиста. Самое ценное то, чего человек добился сам.

Попробую объяснить. На одном из предприятий меня знакомили с рабочими профессиями: лекальщика, слесаря, токаря. Мне показали изделия, выполненные мастерами высокой квалификации. И показали уникальные изделия - хочется сказать - произведения, - которые на огромном том предприятии могут делать только три - четыре человека. Почему? Мне сказали - талант. В чем он заключается? В особом чутье, в интуиции, - ответили мне. Такой токарь чувствует то, что не поддается измерениям. Кажется, по всем измерениям, деталь точная. А он, даже видя на миллиметровке нужные показания, чувствует: нужно чуть-чуть подточить. И мастер это делает. И оказывается, он прав. Подобных высот в своей профессии достигают немногие. Что нужно, чтобы стать таким мастером? Талант? Спросили у одного из таких мастеров. Жизнь, - ответил он.

Никогда не переставайте мечтать.  Крылья есть у всех. Их только нужно расправить.

- А девочка со скрипкой на старой фотографии в альбоме у Н.Н. Гарновского - мечтала стать певицей?

- Тогда, пожалуй, нет. До войны я немного училась игре на скрипке в Доме художественного воспитания детей, так тогда называли Дом пионеров. Потом перешла в музыкальную школу и занималась там три года по классу скрипки. В войну детские учреждения закрылись.

- Кроме ДХВД. Подольский Дом художественного воспитания детей - чуть ли не единственное детское учреждение в Московской области, которое в то тяжелое время, когда враг стоял на подступах к столице, ни на день не прекращало свою работу.

- Да. И именно в войну я стала мечтать стать певицей. 'Крылышки' были давно. У меня в шестилетнем возрасте появился голос. Значения этому никто не придавал. Иду по поселку, детские песенки пою - открываются вслед окошки. К этому скоро привыкли: поет ребенок - мало ли... А через несколько лет, в войну, я стала петь в хоре ДХВД. Руководитель хора Анна Ивановна Духовская попросила меня спеть отдельно. Потом пригласила маму. Помню, мама спросила, это серьезно или нет. - Да.

Уверенный ответ учительницы очень изменил мое отношение к себе.

- И появилась мечта?

- Нет. Девочка решила, что она уже почти певица.

А учительница заставляла петь Шуберта, помногу повторять один форшлаг, - это очень короткий звук, он и в нотах пишется совсем маленьким значком. Труд моей учительницы, а потом уже и мой труд превратили меня в певицу.

В послевоенные годы - участие в детской олимпиаде - так тогда назывался конкурс художественной самодеятельности. На заключительном концерте - он проходил в Москве, в театре К.С. Станиславского, - девочка успешно спела арию Снегурочки из оперы Римского-Корсакова. Тогда она получила первую награду за свое искусство - отрез материала.

- Простенькая ткань, редкая, как сито, синего цвета. Но что это был за дар в те годы! - вспоминает А.Г. Соленкова. - Я сшила в кружке рукоделия в Доме пионеров нарядное платье.

Музыкальное училище при консерватории, консерватория, класс Л.Н. Балановского. Сольные концерты за границей: Китай, Япония, Соединенные Штаты Америки, арабские страны. Певицу приглашают в общество советско-арабской дружбы. (Теперь уже 20 лет она член правления этого общества, член президиума.) - Ее прекрасный голос звучит не только с концертной эстрады. Бывая в Тунисе, Марокко, Ливии как представитель нашей страны, Алла Георгиевна рассказывает о Советском Союзе.

- Музыка - это жизнь, - говорит Алла Георгиевна, - с ее интонациями. Только во времени. Я должна передать это в звуке, голосом. Это трудно.

- Потому, что человеческий голос - это, как кто-то сказал - музыкальный инструмент?

- Который вы сами каждый день настраиваете. - Алла Георгиевна смеется. - Я ежедневно встаю в половине седьмого. Гимнастика, бег, душ. Питание, сон - все отражается на голосе.

- И конечно, много поете?

- Для меня важен момент общения. Я выхожу в зал с желанием поделиться, всегда очень волнуюсь. Зал ощущаю как одного человека. Как передать ему эту тишину, когда ты с природою наедине - в романсе Рахманинова 'Здесь хорошо'? Я медленно, томительно высказываю ему эту красоту. Я, задыхаясь, рассказываю ему о влюбленности Джильды. Пою на итальянском, французском, но ему должно быть понятно - через настроение, интонацию, подтекст.

- А все-таки, планы... - напомнила я Алле Георгиевне.

- Фирма 'Мелодия' начинает запись русской программы. Пою любимые романсы Рахманинова и Чайковского...

Беседу вела Татьяна КИЛЕВА.

('Подольский рабочий', 26 октября 1977 г.).

Tags: music, music_ru, youtube, шедевры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments